image-icon +7 495 966-49-52 image-icon + 971 50 399 5135

Varieties of special economic zones in the Russian Federation and the rest of the world

Разновидности особых экономических зон в РФ и остальном мире

Due to the fact that special zones for business appear in the country, the country’s economy gets a big boost of growth. Each country is interested in the stability and growth of the economy, and, moreover, it has rapidly developed and strengthened in relation to other countries. In the article we will consider the concept and varieties of special economic zones, as well as what benefits they bring to entrepreneurs.

What does a special economic zone mean?

The very definition of a special economic zone implies something different from the usual norms. Thus, this is a certain territory where a special legal status is in effect, which implies lower tax rates, comfortable conditions are created for conducting any kind of activity related to commerce in one way or another. 

As you can see, in order to understand what a special economic zone means, you do not need to deeply understand economic processes – everything is quite simple and understandable. In Russia, the SEZ can also be called a free economic zone, which does not change the essence of the concept as a whole. 

The opening of such sectors is supervised at the state level and regulated by the relevant provision of legislation No. 116-FZ, adopted in 2015. Territories of free economic development function not only in Russia, the nearest neighbors and distant foreign states also take a course on a similar principle of doing business. 

In order to enjoy the benefits for doing business that are available in a special zone, it is necessary to be registered within its limits. It is also not allowed to own branches outside of special areas. Special conditions for entrepreneurs include:

  • low interest lending; 
  • relaxation in the payment of tax contributions;
  • benefits and subsidies of different levels depending on the zone.

Let the FEZ have quickly attracted the interest of domestic entrepreneurs and have grown throughout the country, the development itself has been going on for many years. It is known that such territories functioned in China back in 1979 and this is one of the factors why the country’s economy developed so rapidly and actively.

Special Economic Zone in the Russian Federation

Goals and objectives of SEZ implementation

It is obvious that the main goal of SEZ implementation is to achieve progress in the sphere of state economy. The formation of free areas contributes to the simplified launch of production lines, the organization of new places for workers. The flow of funding is also increasing, since high technologies, developed and comfortable infrastructure, highly educated and well-trained specialists are concentrated in one territory.

The state is interested in concentrating money within the country. Foreign investments are always in demand, because economic development is formed due to them. A number of other obvious factors of the introduction of free economy zones should also not be ignored:

  • reducing logistics costs;
  • reducing the distance between the product and the consumer;
  • mastering modern technologies and integrating them into production;
  • increasing export volume;
  • development import substitution;
  • attraction of foreign and domestic financing;
  • development and implementation of new methods of organizing the workflow;
  • reorganization of the workspace according to modern world standards.

More than 40 NEOS have already been established in the Russian Federation. Among them are 23 industrial production, 7 technical and innovative, 10 tourist and recreational and 2 port. Thanks to the existence of these territories, it was possible to attract more than 200 billion rubles to the budget. 

Types of domestic SEZs

It is legally allowed to create several certain types of special zones within the state.

Industrial production

Industrial and production SEZ

Such a territory (PPZ) implies joining the customs territory of the state. Inside the zone, as a rule, there is a certain production enterprise, and those wishing to invest in it are provided with preferential terms of cooperation. They can be: 

  • one industry;
  • one enterprise;
  • industrial park;
  • export-production.

The goals of creating such territories, as a rule, are aimed at solving problems of export or import substitution. A commercial organization registered within the territory covered by the operation of the PPZ can become a resident. It is necessary to conclude an official contract with local government bodies that allows the production of goods or the introduction of technologies.

Technical and implementation

Technical and implementation SEZ

Another type of special economic zones of an industrially oriented direction is technical and implementation (TVZ). Such areas are located outside the customs zone. Within these territories, design and design bureaus conducting research activities are located. Among them:

  • technopolises;
  • technoparks. 

The basic task that TVZ solves is development, research and development activities, commercialization of finished products or technologies.

A TVZ resident may be an individual entrepreneur or a commercial organization registered within the municipal territory where the free zone operates. It is required to sign an official agreement with local administrative authorities to conduct technical and innovation or industrial production activities, under the established conditions.

Tourist and recreational

Tourist and recreational SEZ

Such zones (TRZ) are created to provide tourist and recreational services. These include:

  • Altai Valley; 
  • Curonian Spit; 
  • Turquoise Katun; 
  • The gates of Baikal and others.

The main tasks that are solved through the formation of TRZ are to increase the tourist attractiveness of the region, expand the possibilities of resorts of medical and wellness areas, develop functionality aimed at the treatment and prevention of diseases. They can also be used for the extraction of mineral waters or medicinal mud.

A commercial organization or sole proprietor can operate on the territory of the TRZ. It is necessary to be registered within the territories covered by the TRZ. It is also required to conclude an official contract with local governments, in the manner prescribed by law.

Port

Port SEZ

Port zones (POEZ) are formed by a number of the most important transit corridors and allow port logistics services, which are currently in high demand, to be more accessible. To date, POES are already functioning in the central and Far Eastern part of Russia. Each of the zones has its own characteristics and predominant functional areas. 

A resident of such a zone may be an enterprise (with the exception of a unitary one) registered under the law of the Russian Federation within this territory. In order to officially conduct its activities on the territory of the POEZ, it is necessary to conclude an agreement with the governing bodies. It is possible to conduct business only on the basis of the provisions established within a specific free territory. 

What does the special economic zone give to entrepreneurs?

Many entrepreneurs are interested in what the special economic zone gives, and whether it is necessary to open their own business there. In fact, the FEZ offers quite a lot of advantages to companies:

  • subsidies; 
  • reduced tax rates and duties; 
  • protection of partners’ rights; 
  • lower prices for rent, premises for work; 
  • land plots at low prices;
  • a well-formed and comfortable working environment. 

SEZ residents receive substantial benefits, which gives them the opportunity to more actively develop their business and improve. They do not pay the transport, land and property tax of the company. Also, the income tax does not exceed 15.5%, depending on the amount, whereas the standard tax is 20%. Representatives of the information technology sector enjoy special benefits. 

But entrepreneurs themselves must contribute to the development of the territory. To become a resident of the free zone, investments will be required, for some of them the amount may be 120 million. Nevertheless, extensive international and, including, domestic experience shows that this area has huge prospects for development.

SEZ residents

What other SEZs are there in the world?

Not only in Russia there is a SEZ. They are located in different countries and have different destinations. There is a certain classification of economic zones.

By type of economic activity

Classification by types of household activities includes: 

  • trade zones that are located outside the customs territories. Within the framework of the TOR, the goods are stored and prepared for transportation to the final consumer. They pay off quickly, and these include free ports, cities, shops, customs and free trade territories;
  • industrial production, which are included in the area of customs coverage. Here, as a rule, production is organized, and these can be zones of the same industry, enterprises, export-production and industrial parks;
  • technical and implementation are not included in the area of customs coverage, and research, design, and design activities are organized within their framework. These are technoparks and technopolises;
  • service ones establish a privileged regime for companies whose type of activity is related to the service sector. For example, the provision of banking, financial, tourist and recreational, insurance and other types of services. It also includes separate offshore zones;
  • complex offer concessions in the field of economic activity, but within a specific administrative region. Similar areas have been formed in China, Western Europe, Canada, Argentina, Brazil and these include SEZs and SEZs.

By degree of organization

According to the degree of organization, the zones are divided into:

  • territorial, when preferential conditions are established in a specific territory, they also include enclave, with a more liberal policy within one region and open, where there is a policy of customs control;
  • functional, when benefits are provided for conducting specific activities, at the same time, the actual address of the company’s placement does not matter. In fact, the organization receives a free mode of doing business; 
  • territorial-functional are a combination of the two previous types.

By the degree of integration into the national economy

Depending on how integrated the zone is into the domestic economy, there are:

  • integrated, when external relations with representatives of the domestic economy and cooperation with them are traced;
  • enclave or export-oriented, when enterprises work to sell goods abroad to receive foreign exchange earnings.

According to the principle of nationality

According to the principle of nationality, SEZs can be:

  • national, which establish activities within a specific state;
  • cross-border, when companies work not only in their native country, but also for interaction with other countries.

On benefits systems

Many free zones offer their residents special conditions for doing business, so there is a classification according to the systems of benefits: 

  • administrative, when a company gets the opportunity to undergo a simplified registration procedure, simplified entry and exit of foreigners and repatriation of profits;
  • financial benefits, which include investment subsidies, loans at preferential rates from the state, special conditions for paying rent and utilities; 
  • customs or export privileges include exemption from payment of part or all import duties on products, which was manufactured inside the SEZ;
  • trade or customs import privileges imply exemption from payment of part or all of the cost of duties on raw materials imported into the SEZ;
  • tax “holidays” imply a variety of benefits, including partial or complete exemption from VAT, taxes on property and property and others.

Thus, there are quite a lot of varieties of special economic zones and not all of them can be found in Russia.

arrow-icon Back

Fill out the application and we will contact you

What service are you interested in?
down-arrow-icon
Company registration
Obtaining a residence permit
Buying real estate
Opening a bank account

Your application has been submitted. The manager will contact you soon

ООО «Передовые решения» + 971 50 399 5135 info@relocate-uae.com
United Arab Emirates Ifza Dubai Building A2 IFZA Business Park - Dubai Silicon Oasis

image-icon +7 495 966-49-52

Разновидности особых экономических зон в РФ и остальном мире

Разновидности особых экономических зон в РФ и остальном мире

За счет того, что в стране появляются особые зоны для бизнеса экономика страны получает большой толчок роста. Каждая страна заинтересована в стабильности и росте экономики, а, тем более, стремительно развивалось и укреплялось по отношению к другим странам. В статье рассмотрим понятие и разновидности особых экономических зон, а также какую пользу они несут для предпринимателей.

Что значит особая экономическая зона?

Само определение особая экономическая зона подразумевает что-то отличное от привычных норм. Таким образом это некая территория, где действует особый юридический статус, предполагающий более низкие ставки налоговых сборов, создаются комфортные условия для ведения любых видов деятельности, так или иначе связанных с коммерцией. 

Как можно заметить, чтобы понять что значит особая экономическая зона, не нужно глубоко понимать экономические процессы – все довольно просто и понятно. В России ОЭЗ также может носить название свободной экономической зоны, что не меняет сути понятия в целом. 

Открытие подобных секторов курируется на уровне государства и регулируется соответствующим положением законодательства N 116-ФЗ, принятым в 2015 году. Территории свободного экономического развития функционируют не только в России, ближайшие соседи и дальние зарубежные государства также берут курс на подобный принцип ведения бизнеса. 

Чтобы пользоваться теми благами для ведения бизнеса, которые доступны в особой зоне, необходимо быть прописанным в ее пределах. Также не допускается владение филиалами за пределами особых районов. К специальным условиям для предпринимателей относятся:

  • кредитование под низкие проценты; 
  • послабление в уплате налоговых взносов; 
  • льготы и субсидии разного уровня в зависимости от зоны.

Пусть СЭЗ довольно быстро заинтересовали отечественных предпринимателей и разрослись по все территории страны, самой разработке уже очень много лет. Известно, что в Китае подобные территории функционировали еще в 1979 и это один из факторов, почему экономика страны так быстро и активно развивалась.

Особая экономическая зона в РФ

Цели и задачи внедрения ОЭЗ

Очевидно, что основная цель внедрения ОЭЗ – достичь прогресса в сфере государственной экономики. Формирование свободных областей способствует упрощенному запуску производственных линий, организации новых мест для рабочих. Поток финансирования также усиливается, поскольку на одной территории сконцентрированы высокие технологии, развитая и комфортная инфраструктура, высокообразованные и хорошо подготовленные специалисты. 

Государство заинтересовано в концентрации денег внутри страны. Иностранные инвестиции всегда востребованы, поскольку за счет них и формируется экономическое развитие. Ряд других очевидных факторов внедрения зон свободной экономики также не стоит игнорировать:

  • сокращение затрат на логистику; 
  • сокращение дистанции между продуктом и потребителем; 
  • освоение современных технологий и их интеграция в производство; 
  • наращивание экспортного объема; 
  • развитие импортозамещения; 
  • привлечение зарубежного и отечественного финансирования; 
  • разработка и внедрение новых методик организации рабочего процесса; 
  • реорганизация рабочего пространства согласно современным мировым стандартам.

В РФ уже учредили более 40 ОСЗ. Среди них 23 промышленно-производственные, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые. Благодаря существованию этих территории удалось привлечь в бюджет более 200 млрд. рублей. 

Виды отечественных ОЭЗ

Законодательно разрешено создавать в рамках государства несколько определенных видов особых зон.

Промышленно-производственные

Промышленно-производственная ОЭЗ

Такая территория (ППЗ) подразумевает вхождение в состав таможенной территории государства. Внутри зоны, как правило, находится определенное производственное предприятие, а желающим инвестировать в него предоставляются льготные условия сотрудничества. Они могут быть: 

  • одной отрасли; 
  • одного предприятия; 
  • промышленный парк;
  • экспортно-производственными.

Цели создания таких территории, как правило, направлены на решение проблем экспорта или импортозамещения. Резидентом может стать коммерческая организация, зарегистрированная в рамках территории, на которую распространяется функционирование ППЗ. С органами местного управления необходимо заключить официальный договор, позволяющий производить товары или внедрять технологии.

Технико-внедренческие

Технико-внедренческая ОЭЗ

Еще один тип особых экономических зон промышленно-ориентированного направления – технико-внедренческие (ТВЗ). Такие районы располагаются вне таможенной зоны. В рамках этих территорий размещают проектные и конструкторские бюро, ведущие научно-исследовательскую деятельность. Среди них:

  • технополисы; 
  • технопарки. 

Базовая задача, которую решают ТВЗ – разработка, научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность, коммерциализация готовых продуктов или технологий.

Резидентом ТВЗ может быть ИП или коммерческая организация, зарегистрированная в рамках той муниципальной территории, где функционирует свободная зона. Требуется подписать официальное соглашение с местными административными органами на ведение технико-внедренческой или промышленно-производственной деятельности, на установленных условиях.

Туристско-рекреационные

Туристско-рекреационная ОЭЗ

Подобные зоны (ТРЗ) создаются для оказания туристических и рекреационных услуг. К ним относятся:

  • Алтайская долина; 
  • Куршская коса; 
  • Бирюзовая Катунь; 
  • Ворота Байкала и другие.

Основные задачи, которые решают посредством формирования ТРЗ – это повышение туристической привлекательности региона, расширение возможностей курортов лечебного и оздоровительного направления, развитие функционала, направленного на лечение и профилактику заболеваний. В них также может проводиться добыча минеральных вод или целебных грязей.

Вести деятельность на территории ТРЗ может коммерческая организация или ИП. Необходимо быть зарегистрированным в рамках тех территорий, на которые распространяется действие ТРЗ. Также требуется заключить официальный договор с местными органами управления, в том порядке, который установлен законодательно.

Портовые

Портовые ОЭЗ

Портовые зоны (ПОЭЗ) формируются рядом важнейшими транзитными коридорами и позволяют портово-логистические услуги, которые на данный момент являются крайне востребованными, более доступными. На сегодняшний ПОЭЗ уже функционируют в центральной и дальневосточной части России. Каждая из зон имеет особенности и преимущественные функциональные сферы. 

Резидентом такой зоны может стать предприятие (за исключением унитарного), зарегистрированное согласно закону РФ в рамках этой территории. Чтобы официально вести свою деятельность на территории ПОЭЗ необходимо заключить договор с органами управления. Вести бизнес можно только на основании положений, установленный в рамках конкретной свободной территории. 

Что дает особая экономическая зона предпринимателям?

Многие предприниматели интересуется, что дает особая экономическая зона, и так ли нужно открывать там собственное дело. На самом деле СЭЗ предлагаю довольно много преимуществ компаниям:

  • дотации; 
  • пониженные налоговые ставки и пошлины; 
  • охрану прав партнеров; 
  • более низкие цены на аренду, помещений для работы; 
  • земельные участки по заниженным ценам; 
  • сформированную и комфортную рабочую среду. 

Резиденты ОЭЗ получают существенные льготы, что дает им возможность более активно развивать бизнес и совершенствоваться. Они не платят транспортный, земельный и налог на имущество компании. Также налог на прибыль не превышает 15,5%, в зависимости от суммы, тогда как стандартный налог – 20%. Особыми льготами пользуются представители сферы информационных технологий. 

Но и сами предприниматели должны внести свой вклад в развитие территории. Чтобы стать резидентом свободной зоны потребуются вложения, для некоторых из них сумма может составлять 120 млн. Тем не менее большой международный и, в том числе, отечественный опыт показывает, что данное направление имеет огромные перспективы развития.

Резиденты ОЭЗ

Какие еще бывают ОЭЗ в мире?

Не только в России есть ОЭЗ. Они расположены в разных странах и имеют различные направления. Существует определенная классификация экономических зон.

По видам хозяйственной деятельности

Классификация по видам хоз деятельности включает: 

  • торговые зоны, которые находятся вне таможенных территорий. В рамках ТЗ осуществляется хранение товара и его подготовка к транспортировке до конечного потребителя. Они быстро окупаются, а к ним относятся свободные порты, города, магазины, таможенные и свободные торговые территории; 
  • промышленно-производственные, которые входят в область таможенного покрытия. Здесь, как правило, организуют производство, и это могут быть зоны одной отрасли, предприятия, экспортно-производственные и промышленные парки; 
  • технико-внедренческие не входят в район таможенного покрытия,а в их рамках организована научно-исследовательская, проектная, конструкторская деятельность. Это технопарки и технополисы; 
  • сервисные устанавливают привилегированный режим для компаний, чей род деятельности связан со сферой обслуживания. Например, предоставление банковских, финансовых, туристско-рекреационных, страховых и других видов услуг. Также сюда входят отдельные оффшорные зоны; 
  • комплексные предлагают послабления в сфере хозяйственной деятельности, но в рамках конкретного административного района. Сформированы подобные районы в Китае, Западной Европе, Канаде, Аргентине, Бразилии и к ним относятся ОЭЗ и СЭЗ.

По степени организации

По степени организации зоны делятся на:

  • территориальные, когда льготные условия установлены на конкретной территории, к ним также относятся анклавные, с более либеральной политикой в рамках одного региона и открытые, где присутствует политика таможенного контроля; 
  • функциональные, когда льготы предоставляются для ведения конкретных видов деятельности, при этом фактический адрес размещения компании значения не имеет. По сути организация получает свободный режим ведения деятельности; 
  • территориально-функциональные являются совокупностью двух предыдущих видов.

По степени интеграции в национальную экономику

В зависимости от того, насколько интегрирована зона в отечественную экономику различают:

  • интегрированные, когда прослеживаются внешние связи с представителями отечественной экономики и сотрудничество с ними; 
  • анклавные или ориентированные на экспорт, когда предприятия работают на реализацию товаров за рубеж, для получения валютной выручки.

По принципу национальности

По принципу национальности ОЭЗ могут быть:

  • национальные, которые налаживают деятельность в рамках конкретного государства;
  • трансграничные, когда компании работают не только в родной, но и на взаимодействие с другими странами.

По системам льгот

Многие свободные зоны предлагают своим резидентам особые условия ведения деятельности, поэтому существует классификация и по системам льгот: 

  • административные, когда компания получает возможность пройти упрощенную процедуру регистрации, упрощенный въезд и выезд иностранцев и репатриацию прибыли; 
  • финансовые льготы, к которым относятся инвестиционные субсидии, кредиты по льготным ставкам от государства, особые условия по оплате аренды и коммунальных услуг; 
  • таможенные или экспортные льготы включают освобождение от выплаты части, или всех импортных пошлин на продукцию, которая была изготовлена внутри СЭЗ; 
  • торговые или таможенные льготы на импорт подразумевают освобождение от оплаты части или всей стоимости пошлин на ввозимое в ОЭЗ сырье;
  • налоговые «каникулы» подразумевают разнообразные льготы, включая частичное или полное освобождение от уплаты НДС, налогов на имущество и собственность и прочие.

Таким образом разновидностей особых экономических зон достаточно много и представительства не всех из них можно встретить в России.

arrow-icon Вернуться назад

Заполните заявку, и мы свяжемся с вами

Какая услуга Вас интересует?
down-arrow-icon
Вид на жительство
Недвижимость
Трансфер капитала
Привлечение инвестиций

Ваша заявка отправлена. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

ООО «Передовые решения» + 971 50 425 6918 info@relocate-uae.com
United Arab Emirates Ifza Dubai Building A2 IFZA Business Park - Dubai Silicon Oasis